Мови

 

И живая, и мертвая…

ОЛЕГ ЛИСТОПАД. - «Новая» газета Святой водой во все времена исцелялись от самых тяжелых болезней: слепые, умыв глаза, прозревали, немые, испив живительной влаги, обретали дар речи, инвалиды, искупавшись, поднимались и сами уходили домой. Народ хранит множество сказов о таких чудодейственных источниках, чаще всего расположенных в монастырях. Немало их и в Украине. Да вот только водица в некоторых из них — после длительной борьбы советской власти с христианским мракобесием, когда их засыпали мусором и заливали нечистотами, — иногда приносит людям не долгожданное исцеление, а, напротив, новые болезни.

Между высокой кручей и заболоченной поймой когда-то многоводной речки Супой стоит часовенка. Рядом — железный короб, из-под него течет вода. Не простая водица — и святая, и целебная. На Яготинщине вам поведают немало историй об исцелении этой родниковой водой людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. У гипертоников после ее приема нормализуется давление. Отступают перед ней и «женские» болезни, и заболевания мочевыводящей системы, уходят камни из почек. Местный священник и хранитель источника отец Владимир собрал более ста свидетельств о таких исцелениях.

Колодец с титановыми… «ушками»

Источник святой Параскевы у села Трубовщина полтораста лет назад был очень мощным — цистерна целая за минуту набиралась! Сейчас с трудом литров сорок набегает. Это последствия многочисленных попыток «задушить» родник как, извините за тавтологию, источник религиозной заразы. Из-за слабого дебита не только по праздникам, но и в обычные дни под вечер собирается очередь за водой.

Бывало, нетерпеливые пытались без очереди залезть в резервуар, где собирается живительная влага. Чтобы воду не мутили и не грязнили, хранители источника поставили над ним крепкую металлическую коробку и закрыли ее на ключ. «Ушки для замка и сам замок несколько раз ломали, — говорит отец Владимир, — пока мы не приварили дужки из сверхпрочного сплава. Были желающие использовать и часовню (ее построили возле источника в позапрошлом году) как беседку для перекуров и выпивки. Теперь запираем и ее. Люди с трудом привыкают к мысли, что такие места — не столько зоны отдыха, сколько Богом данные храмы среди природы. Поход сюда с бидонами за чистой водой далеко не главное: за очищением души люди должны идти. Но пока нам приходится раз за разом убирать окрестности источника от оставленного отдыхающими мусора».

Подобные трубовщанскому источники есть практически во всех районах Киевщины. Только в Василькове их наберется добрый десяток. Часть — скромные и даже позабытые, как родник в микрорайоне Пески. Другие ухожены и даже снабжены электромоторами для набора воды. Нажимаешь кнопку у храма святого Антония и читай молитву, пока набирается святая вода.

Святая вода, приносящая хвори…

Немало таких источников и в самой столице. Хотя киевляне могут набирать достаточно качественную воду из бюветов, многие предпочитают ключевую. Одни считают ее образцом чистоты, другие — имеющей лечебные свойства, а то и магическую силу. Но это не всегда так. Например, популярен источник у автозаправки по дороге с правого берега через мост Патона. Но мало кто из его почитателей знает, что уровень нитратов в его воде в десятки раз (!) превышает допустимые нормы.
А какого качества вода в расположенных поблизости лаврских колодцах святых Антония и Феодосия? Они находятся в нижней части лавры, у Ближних пещер. Считается, что их выкопали сами преподобные Антоний и Феодосий Печерские.

Когда-то каждый богомолец, посетивший Киев, наряду с другими святынями обязательно брал в обратный путь воду из лаврских колодцев. Использовались специальные бутыли с изображениями Антония и Феодосия, которые выдували на расположенном неподалеку монастырском стекольном заводе.

«Восстановленная в послевоенное время обитель, — пишет священник Евгений Гордейчик, — соседствовала с музеем атеизма. Старожилы говорили, что какая-то злая сила непременно тянула атеистические экскурсии к колодцам. В источники не только плевали -— иногда безбожники, несмотря на всеобщую нищету, бросали туда шапки. Мерзли, но были довольны, что так удачно посмеялись над «поповскими выдумками».

После закрытия монастыря в 60-м православные продолжали ходить в лавру за святой водой. Однажды на Богоявление, несмотря на рабочий день, перед колодцами выстроилась километровая очередь. Назавтра власти бульдозерами сровняли с землей это место, а поверху разбитого основания колодцев проложили канализационную трубу.

Когда на тысячелетие Крещения Руси в обители возродили монашескую жизнь, немалых трудов стоило отыскать источники. Колодцы восстановили. Помню, как в первое посещение лавры меня поразили и эти симпатичные часовенки, и доброхоты, которые доставали ведрами воду и наполняли кружки и баклаги всем желающим. Но, видать, соседство с канализацией не прошло даром. Анализы засвидетельствовали значительное нитратное и бактериальное загрязнение колодцев. Один из сотрудников санэпидемстанции по большому секрету рассказал мне, как долго пришлось воевать с настоятелем лавры, который на все требования закрыть колодцы отвечал обещанием предать «безбожников» анафеме. В конце концов был найден компромисс. Сейчас на месте колодцев стоят бюветы, которые подают воду аж из сеноманского горизонта. Целебны ли лаврские источники в нынешнем их виде — не знаю. А вот о чудодействе прежних мне довелось слышать от женщины, омовениями исцелившейся от очень серьезной болезни.

Вопреки законам физики

Пригодна для питья вода только половины из нескольких десятков известнейших природных источников Киева (в том числе и считающихся святыми). Можно без опасений пить воду из источников святого Пантелеймона, «Слезы Богоматери» и архангела Михаила. Все они расположены в урочище Феофания и находятся под опекой здешнего монастыря.

Говорят, в XIX веке вода — благодаря молитвам монахов (тогда монастырь был мужским), но вопреки законам физики — поднималась самотеком из емкости в овраге (место называлось Великим источником) по склону холма наверх, к зданию обители.

В емкость же вода собиралась из родников, расположенных в отроге оврага, над которым сейчас стоит котельная одного из академических институтов, и из источника великомученика Пантелеймона. Место, где сейчас установлен крест и набирают воду, — это не сам источник. Ключ бьет гораздо выше. Нынешний настоятель собора святого Пантелеймона рассказывал мне, как в начале 90-х он с прихожанами храма восстанавливал родник. От места выхода стали искать трубы и нашли их: это были деревянные, местами сильно поврежденные короба. По ним нашли и сам резервуар. Раскрыли его и увидели яму 2х2 м, также обшитую деревом. Заменили сгнившие доски, снова засыпали короб землей, чтобы не попадали в него грязь и мусор, провели новую трубу и вывели ее метров триста ниже по склону.

Ныне возле «Слезы Божьей Матери» (раньше это был «Живоносный источник») построена купальня. Сторонники здорового образа жизни приходят сюда укреплять иммунитет, а паломники из разных уголков Украины и зарубежья — смывать грехи.

СЭС Голосеевского района, контролирующая качество здешней воды, считает, что она тут нормальная, но рекомендует быть очень внимательными после дождей и таяния снега, когда в чаши источников смывает всякую всячину с соседних склонов.

Слева от креста, стоящего над источником целителя Пантелеймона, можно увидеть прямоугольный фундамент небольшого здания. Это все, что осталось от церкви в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и монастырского водопровода за годы диктатуры пролетариата. Досталось тогда и самому источнику. Чтобы прекратить у него собрания богомольцев (а 9 августа — в день этого святого, — несмотря на запреты, они бывали весьма людными), власти не раз засыпали источник мусором, битым стеклом и даже заливали бетоном.

Родник, освященный в честь архистратига Михаила, находится по дороге на Палладинские пруды и не имел отношения к монастырскому водоснабжению. Он красиво выложен бутовым камнем и тоже очень хорошо утоляет жажду во время прогулки по лесным тропинкам.

Сегодня феофанийские источники — важная составляющая парка «Феофания». Они не только украшают его, но и помогают природоохранникам в борьбе за сохранение этих мест от вездесущих застройщиков и «улучшателей». Например, общественной организации «Киевский эколого-культурный центр» удалось добиться придания источникам статуса памятников природы местного значения. Такой статус — неплохое подспорье к Божьей милости.

Увидел криницу — не спеши напиться

Расположенный на Подоле Флоровский монастырь славится не только своими чудотворными иконами. В этой первой в столице женской обители находится и древний родник, посвященный небесным покровителям монастыря мученикам Флору и Лавру. Коллега, поведавший о роднике, считает именно его воду первой помощницей в сохранении своего зрения. В обед его лучше не беспокоить — он сидит, откинувшись в кресле и положив на глаза смоченную в родниковой воде вату. А затем следует кофейный ритуал — опять же на флоровской воде.

А вот источник на ул. Кайсарова лучше обходить стороной. Тут, похоже, сказалась близость частного сектора, где, видимо, далеко не у всех есть канализация.

Воду святого источника, что на Пятой линии в Пуще-Водице, пить пока можно. Его не только оберегает соседняя церковь, но и члены общества «Просвіта»: наведываются почистить, мусор убрать. Вот бы еще «левую» дорогу (она проходит сверху над источником) блокировать: хозяева паркуют автомобили почти у ключа, глядишь, неровен час и потечет бензин или другая гадость из какой-нибудь машины…

Безопасен для питья и источник Богородицы, что на склоне Днепра между лаврой и Печерским мостом. Над ним нет ни свалок, в изобилии разбросанных по закоулкам города, ни «хатынок» новых украинцев, оккупировавших все более или менее привлекательные природные уголки. Как по мне, так лучше бы источники появлялись: и святые, и обычные. Нынче любая чистая вода претендует на звание святой. Потому как ее осталось катастрофически мало.

Компетентно

Анатолий Подобайло, замдекана биологического факультета Национального университета им. Т. Шевченко:

«Особая сила в этой воде»

— Криница — это обустроенный родник. На месте его вытока выкапывают яму примерно метр на метр и берут ее в сруб. Остальные части оформления зависят от традиций и фантазии устроителей. А для святой криницы характерно еще присутствие креста (часто убранного рушниками). Может быть и часовенка над родником со статуей Божьей Матери, но это более характерно для Западной Украины.

Такие источники есть и в Польше, Беларуси, России и других христианских странах. У нас их — сотни, а когда-то в Украине были тысячи. Но за годы воинствующего атеизма часть уничтожили, о других забыли. Да и мелиорация даром не прошла. Сотни речек исчезли, что уж о криницах говорить!

Меня как природоохранника в первую очередь интересует так называемая каркасная роль этих святых источников — их свойство способствовать охране тех уголков природы, где криницы расположены. Если бы, заручившись поддержкой Минприроды, разумную инициативу проявили местные власти и добились объявления их памятниками природы, родники получили бы двойную охрану: пока что их почитает местное население — потому что они святые и «так надо», а тогда была бы защита и со стороны закона.

Я много занимался этими объектами и со временем стал все больше и больше верить, что есть особая сила в воде этих родников. И в самих местах, где они расположены, тоже присутствует что-то особенное, необъяснимое. А источники, которые пострадали в советский период, но почитаются народом, стоит всячески охранять, исключив потребление воды. Со временем природа — сама или с помощью высших сил — очистит их: и тогда эта вода снова будет исцелять.

http://www.novaya.com.ua/?/articles/2008/11/05/154447-10