Мови

 

Спортзалам нужны бабки

ВЛАД ЯКУШЕВ. - "Вечерние Вести" Одно из ведущих государственных образовательных учреждений выгнало из спортивного зала детей из малообеспеченных семей. Хотя, согласно Конституции Украины, «дети равны в своих правах независимо от происхождения, а также от того, родились они в браке или вне его… Содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, возлагается на государство». В том, как «соблюдается» в нашей стране Конституция, корреспондент «ВВ» смог убедиться лично.

Как я стал тренером
Неподалеку от моего дома — лавочки, на которых до недавнего времени постоянно сидела компания подростков.
— Как ни иду, вы здесь сидите, курите. Вы что, живете на этих лавочках? — поинтересовался я.
— А что делать? — переспросили они.
— Спортом бы занялись, — предложил я самый простой и интересный, а главное полезный способ времяпрепровождения.
— Денег нет.
Об этом я как-то не подумал. Мое детство прошло в Советском Союзе, где спорт был бесплатным. Сейчас для того, чтобы интересно провести время (спорта это тоже касается), нужны деньги. Откуда они могут взяться у школьников? От родителей. А если у родителей этих денег нет? Найдутся люди, которые скажут: нужно их заработать. Но как? Подростковый труд в Украине используют весьма охотно, а платят за него копейки. Это несправедливо, и ребенок все прекрасно понимает. Несправедливость порождает злобу — и подросток идет грабить или воровать. Кража — это стресс, который нужно снимать. Как его снять? Нет ничего проще — наркотики.
— А если бы было где заниматься, без денег, даром — ходили бы?
— Спрашиваете!
— Тогда пошли со мной, будем тренироваться, — предложил я.
Так я превратился в тренера 15 ребят и одной девушки — Юли.
Тренировались мы в спорткомплексе Государственного университета «Львовский политехнический». Большой, с просторными и светлыми залами, он расположен в парке. Впервые я попал туда в 1991 году, когда поступил в политех.
Дети бросили курить — теперь у них были новые интересы.
Так прошел месяц, а потом наши занятия спортом закончились.
Нет денег — нет зала
Однажды ко мне подошел вахтер и предложил... поделиться.
— Ты тренируешь, деньги зарабатываешь. Нужно другим давать, — сказал он.
Я старался объяснить, что не беру с детей деньги, но мне не поверили и впервые за 17 лет не пустили в спорткомплекс.
— Иди, объясняй это заведующему кафедрой, — сказал вахтер.
Виктор Корягин стал заведующим недавно, мы с ним были незнакомы, но я не сомневался, что найду с ним общий язык, ведь речь идет о здоровье наших детей и, пусть это звучит пафосно, — здоровье нации.
На протяжении недели я старался встретиться с Виктором Максимовичем, но никак не мог застать его на работе. Тогда я попробовал пообщаться с заведующим по телефону. Он выслушал мою просьбу и отказал.
«Наверное, он что-то не так понял. Возможно, не хочет доверить судьбу детей человеку с улицы», — подумал я и решил все-таки встретиться с Корягиным лично. При этом я заручился поддержкой общественной организации «Разом», опекающей детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. В письме от ОО «Разом» уважаемого Виктора Максимовича просили разрешить заниматься в одном из залов спорткомплекса именно таким детям.
Я дождался, пока Корягин закончит тренировать студентов, и зашел к нему в кабинет.
— Не разрешу, — не задумываясь, ответил завкафедрой, прочитав письмо.
— Почему? Ведь зал, в котором мы хотели заниматься, в это время пустует.
— А какое вы имеете право тренировать? — спросил у меня заведующий. — Разве у вас есть спортивное образование?
— Нет, но я не собираюсь учить их чему-то архисложному. Это дыхательная гимнастика с элементами самообороны. Разве для того, чтобы дышать, нужно иметь удостоверение тренера? Кроме того, я был кандидатом в мастера спорта по пауэрлифтингу, являюсь судьей первой категории по этому виду спорта.
— Нужно иметь спортивное образование, — настаивал он.
— Я могу предоставить вам письма-просьбы от родителей этих детей, медицинские справки, могу написать расписку, что беру ответственность на себя.
— У кафедры проблем со студентами хватает. Зачем мне еще и чужие проблемы?
Услышав эту фразу, я остолбенел. Это мне говорил завкафедрой физического воспитания государственного вуза, профессор, заслуженный тренер Украины!
«Бред какой-то», — думал я, стоя под дверями кабинета. Конечно, я не тренер, но в спорткомплексе многие занимаются на коммерческой основе и никто у них удостоверение тренера не требует...
Не смей ходить к депутатам!
Я решил идти к ректору вуза Юрию Бобало. На этот раз я заручился поддержкой еще и городской депутатской комиссии молодежной политики, спорта и оздоровления, глава которой Юрий Кардашевский вручил мне соответствующее письмо-просьбу.
Ректор принял меня, выслушал и обещал помочь.
— Будут тренировки! — сказал я ребятам, которые ждали меня под главным корпусом политеха.
Прошло несколько дней, и мне позвонил один из преподавателей спортивной кафедры вуза.
— Не смей ни к каким депутатам ходить! Не мути воду.
Я написал ректору электронное письмо, и в тот же день мне перезвонила секретарь Юрия Бобало с заверениями, что ректор опять же обещает разобраться в ситуации.
С тех пор прошло больше месяца. Сдвигов не было. И вот я заметил в Интернете анонс о пресс-конференции Юрия Бобало, которую он созывал, чтобы рассказать о своих деяниях, совершенных за год на посту ректора Львовского политехнического. Я решил посетить эту пресс-конференцию вместе с детьми, которые остались без спортзала.
Мы простояли под дверями полтора часа лишь для того, чтобы услышать от ректора: «Приходите завтра, будет Корягин, будем решать вашу проблему».
На следующий день нас с Корягиным принял первый проректор Владимир Павлишин.
— Я не разрешу! — говорил Корягин.
— Подавайте предложение, и мы его рассмотрим, — говорил Павлишин.
После долгих препирательств я услышал условия, которые следовало выполнить на момент подачи предложения: группой должен руководить профессиональный детский тренер с дипломом института физкультуры, при группе должен находиться врач, тренер должен иметь план занятий, дети — справки, что они здоровы.
— Мы рассмотрим предложение...
Когда оно будет рассмотрено — не известно. Пока держится хорошая погода, мы продолжаем заниматься на улице, но если пойдут дожди, я вынужден буду распустить группу.
Имеющие уши да услышат!
Уважаемые граждане Украины, гарант Конституции Виктор Андреевич Ющенко, глава правительства Юлия Владимировна Тимошенко, помогите!
Хочу привлечь ваше внимание к судьбам детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, детей улицы. Они лишены внимания, поэтому курят, пьют, употребляют наркотики, грабят прохожих. Они злые, жестокие и опасные.
Один из способов увести проблемных детей с улиц — спорт. Подавляющее большинство работающих спортивных секций платные, а это значит, что они закрыты для детей из малообеспеченных семей. Однако вполне реально создать в городах сеть секций, в которых дети могли бы заниматься бесплатно. В каждом городе есть большое количество спортивных комплексов, залы которых пустуют. Предложение мое следующее — составить перечень таких залов и создать на их базе бесплатные группы для наших детей, где никто не спрашивал бы ребенка о происхождении, социальном статусе или материальном положении родителей.
Я уверен, что таким образом мы сможем резко снизить уровень детской наркомании, алкоголизма и преступности.
Я обращаюсь к правительству, к руководителям городов и областей, чиновникам и бизнесменам, политическим партиям и общественным организациям и частным лицам. Если вы можете помочь организовать такую социальную сеть общественных спортивных залов — сделайте это. Нужны специалисты, которые поначалу готовы тренировать бесплатно; нужны деньги для того, чтобы в дальнейшем платить им зарплату; врачи, которые будут обслуживать спортивные секции, и психологи, которые будут решать, может ли человек, который хочет стать общественным тренером, заниматься с детьми. Идею создания социальной сети спортивных залов уже поддержала Львовская областная общественная организация «Разом». Возможно, вместе нам удастся сделать больше.