Мови

 

ФІНАЛІСТ - Леніна Бичковська – газета «Факти», м.Рівне – ««Если я скажу, что никто из монахов не поддается соблазну, вы ведь не поверите…» (преса)

На Житомирщине есть уникальный женско-мужской(!) монастырь. Здесь вот уже почти полвека 40 братьев и 46 сестер вместе молятся, трапезничают и трудятся Не раз приходилось слышать, как человек в сердцах бросает: «Надоело все! Уйду в монастырь!»

Причем женщины обычно в шутку грозятся уйти в мужскую обитель, а мужчины, наоборот, в женскую. Корреспондент «ФАКТОВ» нашла монастырь, в котором монахи и монахини живут… вместе. В гости в Свято-Георгиевский Городницкий ставропигиальный монастырь я приехала в праздник Вознесения Господня. Монастырь находится за высокой стеной, как бы отгороженный от всего окружающего мира. Во дворе идеальная чистота, на клумбах — цветы. У стен храма — надгробия. Хоронят монахов и монахинь тоже рядом.

Слов «не умею» или «не буду» в монастыре не существует.

На утренней службе монахи и монахини молятся вместе. В черных одеждах не все. Я замечаю мужчин в серых рясах. Оказывается, цвет зависит от чина монаха. После совместной молитвы обитатели монастыря отправляются на общую трапезу. Сегодня на обед подают красный борщ и пюре с жареной рыбой. Отобедав, каждый идет выполнять свое послушание.

- День у нас обычно начинается в половине пятого утра со звона на молитву, — рассказывает архимандрит Георгий. — Потом литургия до полдесятого, завтрак, послушания и снова молитва. Затем обед, молитва, послушания, ужин и снова молитва. Молитва сопровождает любое дело и не прекращается даже в минуты отдыха. Мы молимся не только за себя, но и за ближних, за весь мир…

В монастыре царит солдатская дисциплина, все расписано по часам. Каждый живущий в обители, в зависимости от срока своего пребывания, здоровья или таланта, должен выполнять каждодневное послушание. Слово «послушание» звучит странно для обычного человека. А как раз в этом понятии скрыт один из основных принципов монастырской жизни: будь послушным, ничего(!) не делай по своей воле. Надо слушаться духовного наставника, матушек, братьев, старших по чину.

Сразу после утренней службы решается, кому сегодня стирать, кому мести двор, кому в огороде работать, за скотом ухаживать или обед готовить. Слов «не умею» или «не буду» в монастыре не существует. Смиренно выполнять все послушания — первое правило монашеского устава. По этому поводу даже есть притча, которая передает суть монастырского бытия. Один молодой монах пришел учиться к старцу.

Наставник велел монаху высадить рассаду капусты. Старец показал, как это нужно сделать: взял растение и зарыл его листьями в землю, а корнями наружу. Молодой монах решил, что тот выжил из ума, и посадил все правильно — корешками вниз. На следующий день вся рассада завяла, кроме той, что была посажена старцем. «Богу нужна не капуста, а послушание», — объяснил чудо наставник.

- В нашу обитель приходят люди разных возрастов и социального положения, — продолжает архимандрит. — Если говорить о препятствиях, то не может поступить в монастырь человек, связанный семейными узами или имеющий маленьких детей. Преградой может стать преклонный возраст. Человек должен прийти в монастырь осознанно. Жизнь в обители — это постоянная молитва, исполнение послушания, участие в богослужениях. Монашеский постриг происходит не сразу: поначалу женщины и мужчины являются послушниками. Новому обитателю монастыря дается возможность оценить свои силы, убедиться в том, что он действительно хочет оставить мир и посвятить жизнь Богу. Роль послушника такова: слушать старших по чину, не прекословить, не роптать, не раздражаться, не обижаться, терпеть. Это очень сложно и поначалу кажется даже невозможным. Однако если научишься, сможешь жить в монастыре.

Не менее года он или она проверяют свои силы. Многие не выдерживают. Это и понятно, потому что прятаться в монастыре от самого себя — дело пустое. Случайные люди, которые не понимают, зачем идут в монастырь, тут не задерживаются. Старец Оптиной пустыни Амвросий правильно сказал: «Если бы люди знали, как тяжело в монастыре, туда бы никто не шел. Но если бы знали, что за это будет награда, все бы пошли!» В монастырь приходят не жить, а спасаться. «Сестры работают в поле, пекут хлеб, ухаживают за скотиной. Братья трудятся на пасеке или на строительстве» - Скажите, как случилось, что в вашем монастыре есть и женщины, и мужчины?

- В 1744 году в селе Городница построили деревянную церковь Святого Георгия. Спустя сто лет при храме открылась женская монашеская община. В 1914 году женский монастырь преобразовали в мужской, а всех здешних монахинь перевели в другую обитель. В 20-х годах прошлого века наш монастырь, как и многие другие, подвергся разорению. В конце 70-х обитель тайно возобновила свою работу. Причем поселились здесь одновременно мужская и женская общины. Живут тут братья и сестры доныне. В 1994 году монастырь получил ставропигию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Сегодня Свято-Георгиевский Городницкий ставропигиальный монастырь насчитывает 40 братьев и 46 сестер, а также десяток послушников и послушниц.

- Как распределяется работа между братьями и сестрами в монастыре?

- Сестры работают в поле, пекут хлеб, ухаживают за скотиной. У нас десять гектаров земли, 14 коров, телята, сто кур. Братья трудятся на пасеке или на строительстве. Есть тут собственный хоздвор с различной техникой: два трактора, грузовая машина, сеялка, микроавтобус, легковой автомобиль. Но основной долг братьев — богослужение, и не только на территории монастыря. Они ездят в другие села, проводят обряды крещения, венчания, погребения.

- Есть ли преимущества в том, что монастырь женско-мужской? - Понимаете, нет исключительно женских или мужских монастырей. Судите сами: любой обряд может провести только священник мужского пола. Поэтому в женских монастырях служат мужчины, которые совершают все таинства. В мужских монастырях также есть женщины, которые исполняют ту или иную работу. Правда, они считаются мирскими и получают за свой труд деньги. В нашем монастыре живут и женщины, и мужчины. Благодаря этому нам не нужно нанимать работников. Мы вместе трудимся, молимся. Как и в каждой семье, бывают разногласия, ссоры. Но к концу дня каждый старается получить прощение у своего обидчика. В Библии сказано, что к заходу солнца все должны примириться.

- В монастыре много красивых девушек. Насколько велик соблазн? - Если я скажу, что у нас такого нет и быть не может, вы ведь не поверите… Все мы живые люди, хотя и верующие, и у нас бывают соблазны. Во искупление вины нужно сделать от 100 до 300 поклонов. Для того чтобы неповадно было грешить. Брат и сестра могут отбывать наказание рядом.

- Лично вас часто наказывали?

- Бывало.

- У вас здесь большое хозяйство, что-то остается на продажу?

- Сбываем, особенно во время поста, когда скоромного есть нельзя. Местное население любит покупать наши молоко, сыр, сметану, яйца. Мед, правда, не продаем, оставляем для собственных нужд.

Иеромонах Ювеналий: «Леонид Стадник, рост которого 2 метра 57 сантиметров, присылает мне обувь большого размера» В Городницкий монастырь отовсюду приезжают паломники, чтобы поклониться чудотворной иконе Богородицы «Утоли мои печали» и ощутить на себе Божью благодать. В монастыре есть электричество, вода, много религиозной литературы, но нет телевизора и радио.

Люди стремятся найти в обители покой и утешение, оставив все мирское и суетное, очистить свою душу молитвой и покаянием. Матушка Вонифатия пришла в монастырь тридцать лет назад, после того как разошлась со своим мужем. Прежде она работала в одном из львовских институтов. Однажды узнала, что муж изменяет ей с подругой, и… не смогла простить двойную измену. Женщина говорит, что Господь призвал служить ему. Она подождала, пока вырастет сын, несколько лет пробыла в обители послушницей, потом приняла постриг. Вот уже двадцать семь лет матушка работает в монастыре… звонарем.

- В молодости любила играть на гитаре, — признается матушка Вонифатия. — А потом пригодилось мое увлечение музыкой. Ведь звонить в колокола непросто, нужно иметь слух. Вы не удивляйтесь, до меня звонарем здесь тоже женщина служила! Но это не основное мое занятие, потому как исполняю все, что скажут: работаю в поле, пеку просфорки, вышиваю, работаю на ферме. Когда идут строительные работы, я белю, крашу. Словом, делаю все, что велят. Никогда не знаю, на какую работу Бог благословит меня завтра. Когда сердце полно любви к Богу, всякий труд кажется легким и благодатным. У нас все хорошо. Настоятель монастыря архиепископ Александр делает для этого все возможное. К примеру, закончили строительство новых келий с удобствами. Все братья живут по одному, сестры, правда, в основном по две. Раньше жили втроем и даже вчетвером в одной комнате… Между тем не всегда в монастырь уходят от несчастной любви или жизненных неудач.

- В мирской жизни я работал телохранителем VIP-персон, — рассказывает 37-летний иеромонах Ювеналий. — Поверьте, имел все, чего только может пожелать человек. Был достаток, но не было радости. Меня не утешали обеды в дорогом ресторане, отдых на лучших курортах мира. Однажды понял, что произошел разрыв тела с душой, и захотелось умиротворения. В 1993 году пошел в монастырь. Первые годы жизни здесь дались очень трудно. Я не хотел беспрекословно подчиняться, выполнять все послушания. Не выдержал и в 1998 году покинул монастырь. Устроился на прежнюю работу. Однако прожил мирской жизнью только четыре года и вернулся в обитель. Понял, что мне ничто не заменит братства. Иеромонах рассказал также, что нашел в монастыре душевный покой, однако не избавился от проблем… с обувью.

- При росте 2 метра 4 сантиметра у меня 50-й размер ноги, — сокрушается Ювеналий. — Несколько лет назад, когда я лежал в больнице, прочитал в газете «ФАКТЫ» о Леониде Стаднике, у которого рост 2 метра 57 сантиметров и 63-й размер обуви. В конце статьи был номер его мобильного телефона. Я позвонил Лене и сказал: «Привет. Тебе звонит твой младший брат». «Но у меня нет младшего брата», — возразил Стадник. «Теперь будет», — заверил я и поведал Лене о своих проблемах. Он с большим интересом выслушал, сказал, что никто меня так не поймет, как он, и предложил свою помощь. Оказывается, Стаднику сердобольные граждане то и дело предлагают обувь, но она ему мала. Вот уже несколько лет Леня отдает всю присланную ему обувь мне. Вчера снова звонил. «Приезжай, — говорит, — мне прислали туфли 52-го размера. На меня малы, а тебе как раз впору будут».

Прощаясь, иеромонах Ювеналий и архимандрит Георгий благословили меня и пожелали добра. Теперь я знаю, что есть место, где ежедневно, ежеминутно молятся обо всех нас и просят Бога простить все наши грехи.

Ленина БЫЧКОВСКАЯ, «ФАКТЫ» (Житомир)