Языки

 

Мы на полпути

2012-06-06 15:15

Мероприятие собрало вместе многих выдающихся ученых, теологов, церковных деятелей современности, таких как блаженнейший Любомир Гузар, арх.Томас Эдвард Галликсон, арх.Мечислав Мокшицкий, Мирослав Маринович, арх.Килилл Говорун, о.Юрий Аввакумов и другие. В заключительный день конференции с докладом на тему "Катехизис Католической Церкви как плод Второго Ватиканского Собора" выступил и директор Института религиозных наук св.Томы Аквинского в Киеве, о.Войчех Сурувка ОР. Отец-доминиканец поделился своими впечатлениями от львовской конференции. Предлагаем Вашему вниманию его весьма интересные наблюдения.

Празднование 50-летия созыва II Ватиканского Собора, вероятно, будет продолжаться в течение ближайших трех лет. Важным является не только само начало его работы, а также все Соборные заседания, продолжавшиеся до 1965 года. Таким образом, нас ожидает напряженное время "изучения, проверки и воплощения Второго Ватиканского Собора". Это намерение выразили в 1985 году епископы, собравшиеся в Риме на Чрезвычайный Синод.

Одним из первых шагов в направлении переосмысления наработок Собора, сделанных в этом году, является международная научная конференция, организованная Украинским Католическим Университетом во Львове. На открытии конференции ректор УКУ о.Борис Гудзяк рассказал, что Собор был созван во время глубоких культурных и социальных перемен в Европе и в мире, но Украина в то время находилась за «железным занавесом». Для Греко-Католической Церкви усвоение соборного учения началось на самом деле лишь после 1991 года. В том же духе взял слово митрополит Любомир Гузар, который подтвердил, что мы еще не в полной мере приняли это учение.

Слушая это, я думал, что, с одной стороны, опоздание, о котором говорили выступавшие, кажется некоторой потерей. Однако, с другой стороны, это может быть своего рода возможностью. Если восприятие Собора началось в Украине с двадцатилетним опозданием, возможно, нам предоставляется возможность не повторить ошибок, сделанных Церковью на Западе? По мнению историков, на усвоение учения Собора понадобится около столетия. Таким образом, мы прошли только половину пути, и тот факт, что еще не полностью живем Собором, не является чем-то странным.

На конференции, несмотря на ее открытие митрополитом львовским арх. Мечиславом Мокшицким и папским нунцием в Украине, арх. Эдвардом Галликсоном, в основном присутствовали греко-католические теологи. Благодаря этому я смог посмотреть на проблематику принятия Собора с совершенно нового ракурса. Несомненно, это был интересный и полезный опыт. Вопросы возможности предоставления УГКЦ статуса патриархата, литургической реформы в контексте византийского обряда, проблемы с некоторыми формулировками в Катехизисе, которые не соответствуют восточной традиции – это темы, которые редко озвучиваются в контексте дискуссии о принятии Собора.

Красной нитью, проходившей почти во всех выступлениях, была проблема, сформулированная на одном из заседаний теологической секции бр.Глебом из Лондона. Почему появляется так много интерпретаций Собора? Для чего некоторые богословы стремятся ко все большему открытию миру, в котором в то же самое время появляются группы, отстаивающие традиции? Думаю, интересный и простой ответ дал епископ Кароль Войтыла уже в начале заседания II Ватиканского Собора. По дороге во Львов я читал его выступления в период Собора, и в одной из своих проповедей он обратил внимание на тот факт, что Церковь призвана хранить и передавать веру. Отсюда рождается то напряжение, которое всегда будет свойственно Церкви. Потому что недостаточно защищать сокровище веры – необходимо передать его современному человеку. Вместе с тем это должно быть то же самое, во что верили апостолы.

Во время заключительной сессии о.Андрей Онуфриенко из Оттавы представил смелую программу проведения цикла научных конференций, посвященных отдельным документам II Ватиканского Собора. Надеюсь, УКУ примет вызов и мы сможем участвовать в последующих столь же интересных встречах.

Войчех Сурувка