Языки

 

Международная Конференция «Академическое богословие в пост-секулярную эпоху» – послесловие

2011-11-22 11:45

Указанный фактор несколько повлиял на количество участников конференции. Но оживленные дискуссии во время встреч подтвердили, что тема была выбрана удачно, поскольку она «побуждала» участников конференции смотреть на богословие в своеобразном новом дискурсе.

Первый вопрос: почему богословие, а именно научное или академическое богословие? Что оно такое и для чего оно нужно сегодня, для чего вкладывать средства и время в его существование?

Богословие - это язык Церкви, это проповедь Благой Вести. Через богословие Церковь выражает свою веру и надежду на спасение, которое осуществляется через Иисуса Христа. В этой проповеди есть живое убеждение и опыт, что спасение, которое совершил Сын Божий, показывает человеку выход, приносит освобождение, предлагает новые перспективы. Поэтому богословие, как объяснение тайны спасения и любви Бога к человеку, должно быть обращением Церкви к человеку.

Такое обращение должно быть открытым, то есть не замкнутым только в одной сфере, скажем, церковно-литургической, или сугубо академической. Тогда оно будет оторвано от жизни, станет не аутентичным. Замкнутость богословия в себе рано или поздно приведет к его вымиранию, а потому богословские школы или богословские системы, которые будут самодостаточными, не диалогичными, со временем обязательно «выродятся», не принесут конкретного плода.

Богословие должно быть открытым и всеобъемлющим, поскольку оно говорит о тайне Бога и человека, общества. Богословие может и должно идти «в народ», в университеты, общественные организации. Оно способно изменять среду, оно может стать горчичным зерном, которое упоминал наш Спаситель.

Другое дело - какой язык использовать в университете, в обществе. Язык должен быть понятным для современного слушателя, то есть если мы идем в университет, мы должны использовать научную методологию, академические стандарты, чтобы нас поняли. Если мы придем в университет и станем апологетически обвинять всех во грехе, нас не только не поймут, но и укажут на выход. Евангельский подход: будьте просты как голуби, но хитры как змеи - может быть применен в этой ситуации.

Зачем богословие изучать как академическую дисциплину?

Церковь может и должна свидетельствовать свою веру также и в университете: присутствие среди академического штата добрых и образованных христиан никоим образом не повлияет плохо на это учреждение. Также академические дисциплины, на которые смогут записываться студенты, смогут заложить определенные «нормальные» христианские ценности для молодого поколения. Конечно, заданием Церквей является сотрудничество в создании кафедр богословия, которые бы не конкурировали между собой, а смогли сосуществовать и вместе созидать добрую и нравственную академическую атмосферу.

Какая польза науки от богословия в университете?

Многолетний опыт Церкви мог бы помочь многим научным дисциплинам предложить новые и практические подходы к освещению определенных проблем. В частности прямо воспользоваться из христианского наследства могли бы такие дисциплины: философия, психология, социология, история, экономика, и другие. То есть использование понятного и обоснованного христианского дискурса в академическом богословии смогло бы принести взаимную пользу как для богословия (стимул к росту, поиску нового языка, общения), так и для «светских» дисциплин (новые идеи практический опыт).

Почему пост-секулярная эпоха?

Понятие «секулярная эпоха» начали употреблять некоторые авторы для обозначения современного периода, преимущественно начало второй половины ХХ-го века. В это время дискурс о христианстве или религии вообще, в общеевропейской политической или общественной жизни начали отодвигать в сторону, в частную сферу. Некоторые философы предусматривали даже его полный упадок на протяжении нескольких последующих лет.

В это время и появились дискуссии о запрете крестов в школах, ношения религиозной атрибутики в общественных местах и т.д. Поскольку христианство или другие религии все-таки и далее продолжили свое существование, пост-секулярная эпоха характеризуется определенным возвращением общественности или ученых к религиозным вопросам.

Возвращаясь к богословию, эта эпоха является знаковой для него, ведь есть новый шанс повлиять на общество, указать на основные ценности, ориентиры. Однако этот язык не должен быть диктаторским, пренебрежительным, «досекулярным». Язык богословия должен быть экуменическим, аутентичным, современным, в то же время глубоко укорененным в многовековом опыте Церкви.

И в завершение: евангельский призыв Христа «идите и проповедуйте Евангелие всему миру» касается каждого христианина. Реевангелизация академической и научной сферы может быть заданием для богословов сегодня. Достигнуть этой цели мы сможем лишь объединенными и согласованными действиями, понимая свою общую задачу, и отодвигая в сторону свои амбиции.

о. Роман Фигас

 

Справка:

Напомним, что международная конференция «Академическое богословие в пост-секулярную эпоху» состоялась 10-11 ноября 2011 во Львове. В качестве организатора мероприятия выступил Институт экуменических студий Украинского католического университета совместно с Библейско-богословским институтом св. ап. Андрея (Москва) при поддержке Миссионерской организации Kerk in Actie (Нидерланды)