Мови

 

ФІНАЛІСТ - Галяс Олександр, Іщук Інна – газета «Порто-франко», м.Одеса – «Труд без опасности» (преса)

После выхода предыдущего номера "Порто-франко", где мы рассказали о том, как действует в нашем регионе Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к нам обратились несколько заинтересованных читателей.

"Травмы на производстве случаются довольно-таки часто, но пишут об этом редко, да и то, как правило, в рубрике "Происшествия". Ваша газета правильно поступила, что обратила внимание на данную проблему, но хотелось бы узнать о передовом опыте в отношении профилактики травматизма". С этим мнением инженера А. Завьялова так или иначе солидарны и другие наши читатели. И по совету специалистов мы отправились на предприятия, где хорошо поставлена работа по профилактике производственного травматизма.

За кулисами рекорда

В прошлом году в Одесском морском торговом порту был зафиксирован своеобразный рекорд - наименьшее количество несчастных случаев за всю его историю. Как же в огромном и сложнейшем производстве удается добиться постоянного снижения уровня травматизма?

В принципе, секрет прост - постоянное внимание, которое уделяют на предприятии вопросам безопасности труда, начиная с высшего руководства и заканчивая рабочими местами. А непосредственно соблюдение правил и улучшение условий труда контролируют 12 сотрудников специальной службы.

- За три квартала этого года с работниками порта произошло всего три несчастных случая, при том, что трудится у нас 3448 человек, - рассказывает заместитель начальника порта по охране труда Андрей Куликов. - Для сравнения: пять лет назад было 118 таких случаев.

Результат, что и говорить, впечатляющий. А достигнут он благодаря целому комплексу мероприятий, начиная с внедрения новых технологий. И, конечно, очень многое зависит от добросовестности, внимательности и оперативности сотрудников службы охраны труда. В чем мы убедились, совершив вместе с Андреем Витальевичем рейд по территории.

После недавней непогоды в асфальте образовались трещины, так что машины рискуют попасть в ямы. Инженеры уже успели сообщить об этом дорожной службе, и прямо на наших глазах начался срочный ремонт дороги. Пройдя пару сотен метров, замечаем открытый люк. Андрей Витальевич тут же набирает номер соответствующего подразделения, и вскоре появились рабочие.

- Такие обходы, объезды мы делаем ежедневно, - замечает наш провожатый. - Количество предписаний по устранению недостатков на одного инженера нашей службы гораздо выше, чем в среднем по отрасли. А недавно мы ввели такой показатель, как коэффициент результативности работы с предписаниями.

В работе по профилактике травматизма портовая служба охраны труда стремится использовать современные методы работы. Широко применяется фото- и видеофиксация нарушений, причем не только на личные камеры инженеров; на помощь приходят системы видеонаблюдения порта и стивидорных компаний.

Разнообразны и формы проверок, среди которых - целевые взаимопроверки, осуществляемые одновременно несколькими службами, проверки в ночное время, в выходные дни, с наркологом, жесткий метод внезапного контроля... Документы на нарушителей оформляются оперативно и уже на второй день передаются начальнику порта, который принимает решение о привлечении к ответственности.

Но не только страх понести наказание удерживает работников порта от нарушения правил охраны труда. Информация - куда более действенный способ. И, надо отметить, что информационные материалы по данной теме сделаны в порту с выдумкой, они привлекают внимание даже непосвященного человека. Возьмем такой документ, как инструкция по охране труда водителя автопогрузчика. Казалось бы, скука смертельная! Но не скажите! Яркие рисунки делают инструкцию более воспринимаемой и запоминаемой. В порту легко найти рекламные щиты по тематике безопасного труда, тут разработаны броские плакаты наглядной агитации и т. п.

- Один из приоритетов нашей работы - уменьшение количества бумаг и бюрократических подходов, - рассказывает нам Андрей Витальевич уже в рабочем кабинете. - Переписку мы стараемся вести в электронном виде. Уже больше года функционирует страничка охраны труда на внутреннем сайте порта, на ней размещаются нормативные и распорядительные документы, статьи, фотографии. Создан видеофильм "Вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности в Одесском порту". Этот фильм мы демонстрируем, когда проводим инструктаж с вновь принятыми на работу, а также с сотрудниками сторонних предприятий, которые осуществляют свою деятельность в порту. В общей сложности его посмотрели более трех тысяч человек.

В этом году силами служб порта был создан обучающий комплекс по охране труда. В него вошли пять компьютеров, объединенных в локальную сеть, на которых установлена программа обучения и проверки знаний, разработанная самими сотрудниками службы охраны труда. Ряд вопросов для проверки знаний выведен на сайт порта, где любой работник может протестироваться в режиме онлайн.

Обычно на производствах обучение по охране труда проводится только с теми, кто трудится на рабочих местах, несущих потенциальную опасность травматизма. А вот обучение бухгалтеров, экономистов, юристов, сотрудников других (как сейчас принято говорить, офисных) служб ограничивается вводным инструктажем да формальными проверками. В Одесском порту пошли дальше. Тут решили строго следовать статье 18 Закона Украины об охране труда, которая гласит: "Работники при приеме на работу и в процессе работы должны проходить за счет работодателя инструктаж, обучение по вопросам охраны труда, по оказанию первой медицинской помощи потерпевшим от несчастных случаев и правилам поведения в случае возникновения аварии..."

Но, конечно, главное внимание - тем подразделениям и рабочим местам, где реален риск получения травм. Тут на помощь приходит хорошо забытое старое. Например, летом провели смотр-конкурс на лучший экипаж судов службы флота по вопросам охраны труда. Победителю - экипажу буксира "Гранит" - была выплачена премия. Такие смотры станут традицией. В порту сохранено ежеквартальное соревнование между подразделениями порта "За работу без травм и аварий". Работникам подразделений-победителей, внесших свой вклад в общий успех, выплачивается премия от 140 до 700 гривен.

С июня этого года в санчасти порта организовано проведение психофизиологической экспертизы для всех работников повышенной опасности, где требуется профессиональный отбор. Такую экспертизу прошли более тысячи работников порта, стивидорных компаний, предприятий. Многое сделано для обеспечения безопасности дорожного движения. В отношении нарушителей применяются меры материального воздействия. Это касается всех, кто работает на территории порта. Договорами со всеми компаниями предусмотрено в случае нарушения изымать у нарушителей пропуска на территорию и возвращать их только после прохождения внепланового инструктажа (кстати говоря, платного). Активно ведется работа и с пешеходами. За передвижение не по "пешеходке" можно лишиться части премии или получить выговор...

Понятно, что такой размах и интенсивность работы заставляют предъявлять серьезные требования и к самим сотрудникам службы охраны труда. Здесь могут трудиться только истинные профессионалы, специалисты своего дела. Увы, но и тут остро стоит вопрос кадрового резерва инженеров.

- У нас большой процент пенсионеров, - замечает Андрей Куликов, - а вот равноценная замена просматривается с трудом. Хотелось бы видеть в службе опытных, грамотных и требовательных специалистов-практиков - эксплуатационников, технологов, механизаторов. Работа найдется для всех. Добившись за последние годы значительного улучшения состояния охраны труда, сотрудники портовой службы не собираются почивать на лаврах. Их цель - работа без травматизма. Кто-то может заметить, что в таком огромном и сложном производстве подобная задача кажется утопией. Как сказать!

В начале 2000-х годов было создано Общество инвалидов порта (а надо сказать, что администрация и профком предприятия оказывают всемерную помощь людям, получившим травмы на производстве). Сейчас в него входит 90 человек. И что характерно: в последние годы это общество перестало пополняться новыми членами, о чем не без гордости рассказал начальник порта Николай Павлюк.

- Таким образом, усилия, направленные на повышение безопасности труда на предприятии, дают желаемый результат, - сказал он.

Так что цель, как видите, вполне достижима.

В графе "травмы" - ноль

Порт - крупное государственное предприятие, которое имеет развитую систему охраны труда, традиции, опыт. На частных же предприятиях, особенно небольших, где нет развернутых возможностей, уровень травматизма более высок. Тем не менее, если вопросам охране труда и профилактики уделяют серьезное внимание, то вполне можно добиться исчезновения из рабочего лексикона такого понятия, как "производственная травма". Примером в этом отношении может служить частное предприятие "Интер"; тут уже несколько лет уровень травматизма находится на нуле.

- Наше предприятие насчитывает около 200 работников, - рассказал нам инженер по охране труда Павел Новиков. - Есть основной офис и несколько филиалов. Безопасности производства у нас уделяют большое внимание. Руководство предприятия постоянно интересуется теми мероприятиями, которые я провожу по своей линии, особенно заботятся о профилактике.

Стоит начать с того, что все сотрудники "Интера" официально оформлены на работу, за всех платят положенные по закону взносы в социальные фонды.

Естественно, все они застрахованы на случай возможного травматизма. Но таких случаев, как мы уже говорили, на этом предприятии не наблюдается давным-давно.

Не в последнюю очередь потому, что тут постоянно модернизируют производство, в том числе и с учетом максимального обеспечения безопасности труда. Недавно, к примеру, закупили за границей новые станки, при работе на которых риск получить травму сведен к минимуму. Но все равно каждое рабочее утро начинается с того, что механики проверяют всю технику, и даже малейшая неисправность не проходит мимо их внимания. На предприятии постоянно ведется контроль за безопасностью труда, состоянием здоровья работников. Прежде чем приступить к изготовлению жалюзи, все они проходят через приемную, и если есть какие-то жалобы на состояние здоровья, то такого сотрудника тут же направляют к медсестре на обследование.

- Раньше, чего греха таить, бывали случаи выхода на работу в нетрезвом состоянии, - признается Павел Новиков. - Но были приняты строгие меры, на нарушителей налагались высокие штрафы - и подействовало. Сейчас подобных случаев не просто нет, но и в принципе быть не может, поскольку наши сотрудники ценят свое место работы.

С другой стороны, помогают постоянно проводимые на предприятии семинары, занятия по профилактике травматизма. Если прежде к таким мероприятиям работники относились, как говорится, без энтузиазма, как к некой вынужденной процедуре, то сейчас занятия проходят интересно, живо, люди понимают, какую пользу они приносят и не пропускают их без уважительной причины. И, наверное, прав Павел Новиков, который утверждает, что если у нас в стране все именно так будут относиться к организации труда, мы очень скоро будем в этом плане соответствовать нормам Евросоюза. Другое дело, как добиться этого?

P. S. В этой статье мы рассказали об опыте двух предприятий, сознательно выбрав государственное и частное. Но, безусловно, этими примерами достижения в области охраны труда и профилактики травматизма в нашем регионе не ограничиваются. И мы будем рады, если читатели назовут нам новые адреса передового опыта. Тема не закрывается...

Александр ГАЛЯС, Инна ИЩУК.

На фото И. ИЩУК: Андрей Куликов; так выглядит наглядная агитация в порту; занятия по технике безопасности.

http://porto-fr.odessa.ua/index.php?art_num=art023&year=2010&nnumb=49